Про VR и AR

Елена Тихомирова и Артур Захарян, по материалам fb-live

5 вопросов про VR

С одной стороны, это очень правильная вещь, есть очень много моментов и тем, где обучение с помощью инструментов виртуальной реальности было бы очень правильным.

Готовы ли мы к тому, чтобы такое обучение логично встроить - так, чтобы оно было к месту и ко времени?

Очки, шлем виртуальной реальности оказывают очень сильное воздействие на мозг человека: стоя в помещении, на твердой поверхности, мы начинаем чувствовать, как будто мы действительно падаем, летим со скалы.

И до тех пор, пока получение острых ощущений - личный выбор человека, вопросов нет.

Но когда мы говорим про корпоративное обучение, выбора может не быть. И вопросы возникают.

Вопрос 1.

Хочет ли человек такие эмоции получить?

Он к ним готов?

Хочет ли человек оказаться на пожаре?

А если у человека подвижная психика? Когда что-то резкое происходит - может быть тяжело. Людей с нестабильной психикой очень много, больше, чем мы можем предположить. Если мы хотим у людей вызвать сильные эмоции - мы готовы взять на себя ответственность за последствия?

Вопрос 2.

Логистика и применимость.

Насколько действительно в системе корпоративного обучения какой-то компании для этого инструментария достаточно места? Нужно убедиться, что он не применяется для единичных задач.

С точки зрения логистики - это дорого.

Нужны не только шлемы. Чтобы научиться физическому навыку, нужны перчатки, на которых будет тактильная отдача.

Есть еще определенное количество расходов.

Если смена на предприятии, допустим, - 500 человек. Значит, сколько должно быть шлемов? Хотя бы 50. И потом, начальник смены или директор завода должен быть согласен, чтобы у него смена начиналась с задержкой.

Вопрос 3.

Соотношение сложности задачи и сложности решения.

Если мы будем говорить даже про 3d моделирование, не про VR, нужно понимать, надо ли делать модель. Иногда мы пытаемся очень простые на самом деле задачи по материалу, который может еще и поменяться уже завтра, решать какими-то технически чудовищно сложными способами.

Может быть, достаточно прийти с камерой и снять видео?

Вопрос 4.

Удобно ли для обучения?

Это необычные форматы, которые вызывают любопытство и интерес, но удобны ли они для обучения?

Ведь если ты учишься, что-то где-то надо записывать. Тебе может быть надо остановиться. Ведь это же обучение, это не реальная ситуация.

Хороший пример - знаменитые тренажеры, на которых пилоты тренируются. Это не совсем VR, но это целый большой тренажер, и другого способа тренировать аварийные ситуации на авиатранспорте нет. Их сделали очень давно, и они практически не поменялись.

Одна из самых главных задач при их проектировании - это сделать тренажер так, чтобы он работал в двух режимах - боевой и тренировочный. Когда идет тренировочный режим, человек сидит с ручкой с тетрадкой, он записывает, у него есть возможность остановиться, сделать выводы, обработать информацию.

Вопрос 5.

Изменение поведения.

Очень важно, какой бы ни был инструмент, моделировать процесс формирования знания и задавать себе критический вопрос:

что произойдет от того, что человек один раз на 30 минут погрузится в прекрасно смоделированную виртуальную среду, в 3д пространство? Этого достаточно для того, чтобы поведение изменилось?

Конечно, у нас у каждого в жизни есть моменты, которые за 3 минуты меняют всю нашу жизнь. Обычно это не самые положительные моменты.

На самом деле поведение меняется долго.

Мы не можем предполагать, что за 30 минут произойдет какое-то драматическое системное изменение. Напугать человека - можно.

Отличный пример применения VR:

Тренажер безопасного вождения в VR, который установлен в каждом автопарке компании, и сотрудник перед сменой проходит 15-минутный инструктаж.

Правильные место и время для обучения правилам безопасности - перед каждой сменой - 5-10 минут.

VR - это новый инструмент, про который сейчас все активно говорят. И это очень хороший пример того, как надо анализировать вообще любой новый, инновационный формат, который никто не использовал ранее.

Лучший способ его использовать - когда он лучший способ доставки по сравнению со всеми другими.

Самое главное - найти правильное место и под прожектором критических вопросов убедиться, что ожидаемой пользы будет больше чем потенциального вреда.

Важно критическое мышление, важно думать про то, какой на самом деле будет эффект.

Про дополненную реальность

Большие перспективы есть в дополненной реальности, которая не требует полного погружения и шлемов, которая, наоборот, взаимодействует с окружающим пространством.

Вот это 100% в ближайшее время будет взрываться, это не имеет аналогов и несет в себе удивительную пользу: в контексте реальной деятельности можно давать человеку гайды, как ему действовать. Это действительно то, что будет работать. В это стоит инвестировать, и об этом стоит думать.

Безопасность, последовательное выполнение процедур согласно регламенту, мелкий ремонт - здесь может быть все что угодно, перспективы огромные, особенно для производственных компаний.

Мы можем наблюдать за действиями, накапливать данные, чтобы понять, можно ли что-то улучшить. Это тоже часть обучения - подсказать, как изменить действие.

Оценивать целостность чего-то и зажигать “зеленый огонек” - эти технологии уже есть, система за доли секунды может определить соответствие стандарту.

  • Яндекс на пешеходных маршрутах “повесил” дополненную реальность.

  • Папа Джонс по всему миру устанавливает специальные камеры на кухнях, которые снимают процесс приготовления и, самое главное, оценивают качество этой пиццы по внешнему виду.

  • Американская ресторанная сеть отслеживает эффективность перемещения официантов по залу.

  • В Москве на основании анализа эффективности автобусных маршрутов запустили несколько новых - которых раньше не было и которые идут насквозь через город.

Конечно, есть ограничения.

  • Можно делать видео 360, которое будут смотреть в шлеме - например, электронный курс адаптации. Пройтись с камерой 360 градусов по компании, записать интервью у генерального директора в кабинете, чтобы новый сотрудник пришел в компанию и вот так за пару часов познакомился с компанией - это круто, красиво.

Но будут исключения: будут сотрудники, которым, мягко говоря, это не очень будет комфортно. Есть люди которые даже на 3d фильмы не ходят, потому что у них голова кружится. Что мы будем делать с этими сотрудниками? Возможно, должен быть дубликат.

  • Если мы говорим про какую-нибудь буровую установку, которых всего четыре на планете, и нам нужно обучить специалиста ей пользоваться, - наверно, проще его командировать.

Мы должны быть свидетелями, защитниками всех современных технологий. Это правильно, когда люди, которые занимаются digital learning, следят за трендами.

Но, как в статье Розенберга, нужно быть здравыми защитниками.

Отстаивать нужно то и там, где на самом деле есть какое-то применение.

Кейсы надо анализировать. Надо понимать, не только кто такая целевая аудитория, но и где и как она использует инструмент.

Нет ничего страшного в том, что вам понравилась эта идея, вы ей загорелись, проанализировали и обоснованно отказались или обоснованно приняли.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

Давайте обсудим ваш проект?

Заполните форму обратной связи, мы будем рады пообщаться с вами по указанным контактам
Или свяжитесь с нами сами!
+7 (495) 276 08 71
  • White Facebook Icon
  • White Twitter Icon
  • White YouTube Icon
info@e-learningcenter.ru
 
119501, Москва
Нежинская ул., 9, корпус 1, офис 312
arrow&v

© 2016 ООО "Живое обучение"

eLearning center

Политика конфиденциальности