Корпоративный учебный портал: каким он должен быть, чтобы там была настоящая жизнь?

Мы все хотим, чтобы наши слушатели, наши сотрудники, любили нашу систему дистанционного обучения. Чтобы они с удовольствием заходили на учебный портал, изучали там новости, выбирали свой следующий электронный курс и всегда вовремя проходили то, что им назначено. Но насколько тот портал, который у нас есть сегодня, действительно привлекательный для слушателей?

Самый большой диссонанс, который может возникнуть у сотрудника - переход с сайта компании на учебный портал. Сайт - предмет гордости для большинства компаний. Над ним работают лучшие люди, серьезные агентства. Проводятся юзабилити-тестирования, чтобы новый клиент всегда мог найти нужный продукт, нужную информацию и быстро принять решение. Да, там, на сайте, еще и красиво. И над этим тоже работают. Единый стиль графики, тщательно подобранные шрифты, эффекты и еще много всего. Потому что от этого зависит бизнес, здесь, на сайте, наши клиенты покупают.

Теперь мысленно перенесемся на учебный портал. От сайта в большинстве случаев он будет отличаться. Конечно, скажет кто-то, тут же не было серьезного агентства, которое делало дизайн. Но дело вовсе не в дизайне. Самое первое, что мы с вами, специалисты по обучению, должны постоянно помнить - наш с вами бизнес зависит от учебного портала не меньше, чем бизнес всей компании зависит от сайта. И от того, удобно будет сотрудникам им пользоваться или нет зависит то, будут ли они учиться. Конечно, можно запросто вспомнить, что мы и по приказу можем всех обучить. Но разве это развитие, когда учиться заставляют?

Встречают по одежке, а потому учебный портал - это то самое первое впечатление от электронного обучения, которое получает сотрудник. И если оно положительное, то у нас есть все шансы, что он не только останется там и сделает все свои задачи, но и будет возвращаться и искать что-то новое.

Информирование или действие?

Главная страница учебного портала может быть 2х типов - функциональная и информационная. Информационная подразумевает, что на ней есть новости, баннеры и прочая общая информация, а уже непосредственно все действия выполняются в соответствующих разделах, например, нужно перейти в личный кабинет. Функциональная - та, с которой сразу можно что-то делать по существу: переходить к изучению курсов и сдаче тестов, к регистрации на программы и все прочее. В мире, где все постоянно испытывают невероятную информационную перегрузку, главную страницу учебного портала лучше делать функциональной, с минимальными отвлечениями, чтобы сотрудники могли сразу сосредоточиться на главном.

Про внешний вид.

Первое впечатление будет иметь значение. Портал должен быть внешне не сколько красивым, сколько аккуратным. Про что важно помнить при оформлении портала:

1) Не все корпоративные цвета можно использовать для оформления портала - они могут быть слишком яркими, слишком сложными для восприятия. Нужно выбрать такую палитру, при которой портал будет нейтральным и при этом достаточно наглядным.

2) Все изображения, которые используются на портале, должны быть в одном стиле. Например, если вы решили, что будете использовать фотографии, то они должны быть везде и в хорошем качестве. Не очень хорошо будет, если в одном ряду, у объектов с аналогичными функциями будут и фотографии и 3D-иконки. Чтобы выдержать все в одной стилистике, портал сначала нужно продумать целиком, а потом уже посмотреть, какие можно будет подобрать изображения (если вы не планируете их рисовать на заказ). Сейчас на фото-стоках есть наборы прекрасных иконок и пиктограмм, сотни в одном стиле - ими можно добиться отличного внешнего вида.

3) Базовые принципы веб-дизайна могут быть очень кстати. Например, про воздух, то есть про пустое место. Когда на учебном портале свободно и есть белое место, на котором ничего не написано, то создается ощущение легкости и простоты, а этого - очень позитивные эмоции для обучения. Они снижают стресс. Аккуратность верстки, точнее, верстка по правилам, тоже будет серьезным повышением привлекательности.

Удобство использования.

Пусть дизайн будет самым простым. Из коробки вашей СДО, с минимальными настройками. Но портал должен быть удобным для пользователей. Что такое удобство?

1) Можно быстро найти то, что нужно. Если я пришла изучать курс, то я сразу понимаю, где он или как мне к нему попасть. Если у интернет магазина есть параметр времени от входа на сайт до покупки, то у нас в e-learning нужен параметр времени от входа на портал до начала изучения нужного курса или выполнения какой-то иной задачи.

2) Нужные инструменты под рукой, а ненужные не мешают. Например, если у нас в компании есть открытые курсы и программы, на которые я могу подать заявку, то на главной странице нужен календарь с такими мероприятиями и может быть даже ссылка на каталог или его самые популярные события. А вот если у нас обучение назначается, то календарь совсем не нужен, может быть если только посмотреть, что у меня в планах.

3) С главной страницы портала можно быстро попасть туда, куда пользователя могут повести основные сценарии использования портала и его инструментов. И тут снова - все основные сценарии должны быть прописаны и портал должен быть настроен в соответствии с этими сценариями.

Что стоит разместить на главной странице портала?

Это решение нужно принимать на основе ответа на вопрос: «А зачем ваши сотрудники будут заходить на портал?». Если это будет в основном доступ к курсам, то первое, что он должен увидеть - список курсов, по которым он должен пройти обучение. И даже если у вас есть какой-то типовой набор виджетов, то стоит их проанализировать и понять, действительно ли они все нужны. Меньше - лучше.

Нужен ли календарь? Или если да, то какой он нужен?

Календарь нужен тогда, когда у пользователей портала будет часто возникать задача посмотреть или даты следующего обучения или найти какое-то обучение по датам. Если речь идет о поиске, то каталог будет удобнее. Календарь чаще всего нужен организаторам обучения, простым пользователям, которым обучение чаще назначают - он нужен меньше. И уж если он у них есть, то стоит делать его компактным. Идеального дизайна календаря нет, потому что это сложно и слишком много переменных. Если он второстепенен для пользователей - стоит выбрать тот, который самый аккуратный и не потребует много места.

В большинстве случаев календарь лучше всего делать отдельной страницей, с фильтрами и возможностями сортировки, а также с прочими инструментами, которые нужны для удобной работы. А на главной странице портала можно поставить ссылку для быстрого перехода.

Список дел - зачем он нужен и есть ему место на главной?

Это то, что слушатель должен увидеть в первую очередь. Именно ради этих дел он и пришел на портал. Потому они должны быть на самом видном месте, желательно с отметками о сроках, о проценте завершения. Список дел должен позволять сразу перейти к нужному делу, например, начать сдавать тест или проходить курс. Если появляются дела новые, про которые сотрудник мог не знать, то они должны быть яркими и заметными, как новое сообщение в почте.

Личная статистика.

Личный dashboard - очень хороший мотиватор. Сотрудник входит и сразу видит, что он уже прошел 15 курсов и сдал 20 тестов и еще набрал 99 баллов в общей статистике активности на портале. И в этот момент он ощущает, что уже есть какие-то достижения, что он уже много сделал и что пройти еще пару курсов и тестов - совсем не сложно. Такая панель с личной информацией также дает ощущение контроля, сотрудник понимает что он сделал, а что нет. Внутри панели кроме статистики могут быть также напоминания и предупреждения о сроках, какая-то оперативная информация.

Статистика для руководителя.

Для руководителей на портале тоже должно быть что-то, что будет привлекать и заставлять лишний раз открыть его. Таким привлекательным инструментом может быть dashboard руководителя, в который выводится, к примеру, следующая информация:

• активность его сотрудников на портале за последнее время;

• самый популярный курс;

• самый активный сотрудник;

• динамика по обязательным назначенным курсам.

Кроме того, тут могут быть очень простые данные о том, сколько сотрудников на портале зарегистрировано, сколько активных курсов и тестов, сколько людей проходило обучение в последнюю неделю. Такая панель формирует у руководителя ощущения, что все под контролем и что он видит всю систему и ее работу сразу. Короткой ссылкой с этой панели может быть переход к более детальным отчетам, но это уже для подробного и вдумчивого анализа.

Нужны ли новости?

Новости это хорошо, особенно, если новости хорошие. Насколько они нужны на главной странице портала зависит от того, какого содержание этих новостей и какова частота их обновления. Например, если у вас одна новости в месяц, то она большинству пользователей за месяц висения на портале так надоест, что они будут хотеть ее убрать любой ценой. Если же новости меняются и имеют какое-то практическое применение для основной целевой аудитории портала, то стоит сделать виджет, в котором будет 3-5 заголовков с коротким текстом и переход в отдельный раздел со всеми новостями.

И пусть это и не относится напрямую к дизайну портала, но про новости нужно сказать отдельно - они должны быть хорошо написаны и тоже должны работать на привлечение внимания. Если они иллюстрируются, то стоит графику подбирать в общей концепции дизайна портала.

Баннеры.

Как и на любом большом ресурсе, на учебном портале принято вешать баннеры. С приглашениями к обучению, с переходами к разделам портала, с анонсами и еще много других. С ними нужно быть аккуратнее. Во-первых, у нас у всех уже давно развилась баннерная слепота и ничего мы на них не видим. А потому, если и ставить баннер на портал, то один и только по делу. Просто если их будет много, то это будет не только неаккуратно выглядеть, но и попросту не будет работать. Пусть они меняются, если нужно показать несколько комплектов информации (только тут главное, чтобы они не моргали, иначе это раздражает слушателей). И любой баннер должен быть выполнен в стиле портала, должен с ним сочетаться.

Виджет, баннер или ссылка для быстрого перехода?

Естественно, что нам хочется, чтобы с главной страницы слушатель сразу обратил внимание на все, что важно и нужно. И электронное обучение, и тестирование, и оценка, и очные мероприятия, и все остальное, что мы можем предложить слушателям на портале. Но сразу человек все воспринять не сможет, а потому и не стоит ему сразу все предлагать. Поэтому ставить на главную страницу больше 4-5 виджетов не нужно, каждому будет сложно уделить внимание, в итоге внимания не получит никто. Баннеров должно быть и того меньше, не больше 2-3, и они должны быть действительно нужными, например, приглашать пройти очень важное обучение или опрос.

Если же мы хотим, чтобы наши сотрудники могли быстро попасть в наиболее часто используемые разделы портала, то это можно организовать с помощью ссылок быстрого перехода. Это может быть раскрывающееся меню или же, что часто бывает наиболее удобно, просто отдельная панель, в которой размещено 5-7 основных ссылок, просто текстом, без кнопок. В таком виде эта панель не будет занимать много места, не будет сильно яркой (как была бы, если бы ее делать с кнопками), зато будет все время под руками, например, рядом со списком дел. Панель быстрого перехода позволит упростить работу пользователей на портале и одновременно будет аккуратно привлекать внимание к тому, что мы, организаторы обучения, считаем наиболее важным. И да, все эти быстрые ссылки должны появляться в строгом соответствии с процессом работы сотрудника на портале.

Успех вашего учебного портала.

Опасности учебного портала кроятся не в дизайне. Да, важно, чтобы было красиво, аккуратно, гармонично. Но намного важнее, насколько на портале, на его главной странице и на всех остальных страницах, отражены наиболее популярные и важные сценарии использования. Когда человек попадает на портал, перед ним не должна стоять задача «Как мне сейчас попасть в нужный сценарий?», он не должен тратить усилия на то, чтобы сделать то, зачем он пришел. Потому что потом у него не будет сил, чтобы сделать основную задачу, например, пройти тест (к сожалению, ресурсы человеческого мозга в один момент времени сильно ограничены и быстро расходуются). Представьте себе, что вы приехали на вокзал в незнакомом городе и вам нужно попасть на поезд. Но нет информации не только о том, какая платформа носит какой номер, но и о том, на какую платформу какой поезд приедет. Примерно такие эмоции может испытать пользователь, который зашел на недостаточно продуманный портал.

Чтобы пользователь зашел на учебный портал, сделал там все свои важные дела и в следующий раз без отрицательных эмоций нажимал на приглашение к очередной задаче на портале, нужно постараться:

1) Продумать логику и механику всего портала и только потом приступать к оформлению. Нужно прописать основные сценарии использования и из них определить, какие должны быть элементы и виджеты на главной странице и в других разделах портала, что и на какой странице портала должно быть, чтобы это отражало процесс использования.

2) Регулярно общаться с целевой аудиторией. У посетителей портала нужно спрашивать, чем они пользуются, а чем нет, что удобно, что нужно убрать, а что добавить. И кроме обычного анкетирования, стоит и лично поговорить с коллегами, которые порталом пользуются именно для обучения и спросить, какие у них впечатления и ощущения. Стоит понаблюдать за тем, как люди пользуются порталом, обычно сразу становится видно, что удобно, а что нет.

3) Все время помнить, что меньше - лучше. В случае с порталом, чем более аскетична его главная страница, чем ярче видны пути к основным целям и задачам, тем больше людей по ним пойдут, дойдут до конца, выполнят все и, самое главное, вернуться на портал снова.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

Давайте обсудим ваш проект?

Заполните форму обратной связи, мы будем рады пообщаться с вами по указанным контактам
Или свяжитесь с нами сами!
+7 (495) 276 08 71
  • White Facebook Icon
  • White Twitter Icon
  • White YouTube Icon
info@e-learningcenter.ru
 
119501, Москва
Нежинская ул., 9, корпус 1, офис 312
arrow&v

© 2016 ООО "Живое обучение"

eLearning center

Политика конфиденциальности