Какой тип электронного курса вам нужен?


Когда перед нами встает задача создания нового электронного курса, самый первый вопрос, который возникает: «Какой именно курс стоит разработать?».

Электронные курсы могут быть самыми разными - от простых текстовых, где есть небольшое количество графики, а проверка знаний организована в виде базового тестирования до сложных мультимедийных интерактивных разработок, в каждой минуте которых присутствует и анимация, и ролики, и игровые компоненты, и все остальные достижения современного электронного обучения. Каждая тема обучения кажется нам особенно важной и создается ощущение, что создать какой-то совсем простой курс будет не только неэффективно, но и покажется полным неуважением к вопросу. А теперь давайте еще вспомним, что бывают курсы с сюжетом и без него, полностью игровые или с отдельными игровыми элементами, курсы, построенные на кейсах или на абстрактных задачах, курсы с видео, со звуком. И еще не меньшее количество вариантов графической реализации – от простого использования стоковых изображений до серьезной прорисовки сцен сюжета и персонажей. Согласитесь, очень хороший вопрос: как сделать правильный выбор?

Для начала давайте определимся с тем, какие есть критерии у правильного выбора:

  • Созданный курс должен решать поставленную задачу, то есть после его изучения сотрудники смогут на практике применять новую информацию;

  • Создание курса эффективно расходует бюджет компании;

  • Курс подходит целевой аудитории и после его прохождения общая мотивация к обучению не снижается.

И еще важный параметр, что результаты прохождения курса отражают реальные знания сотрудников. Это значит, что, увидев напротив фамилии сотрудника долгожданный статус «курс завершен», мы понимаем – знания сотрудника были проверены в процессе изучения и никто не мог (или почти никто) пройти курс «по косой», завершить курс, не получив нужные знания. Казалось бы, совсем простой набор критериев и совершенно очевидный, но при этом при выборе типа разработки курса они зачастую не учитываются.

Как бывает в реальной жизни?

  • Для слишком простой и не очень важной темы создается сложный и дорогой электронный курс. Тогда задача, которую можно было решить за 30 тысяч рублей, решается за полмиллиона, а результат одинаковый;

  • При создании курса нет ответа на вопрос: «Как будут применяться знания сотрудниками в реальной жизни?» Поэтому там, где нужен практикум с минимальной теорией, создается длинный текстовый курс, информацию из которого не только сложно воспринимать, но и практически невозможно запомнить;

  • В дань моде или желанию произвести «вау-эффект» создается, скажем, курс-комикс для целевой аудитории, которая эти сами комиксы в жизни не читала, читать не будет, а материал, представленный в таком виде, всерьез не воспримет.

Бывают курсы, после прохождения которых и получив статус «курс завершен», сотрудник не получает ровным счетом никаких знаний. По сути сам по себе статус не несет в себе ценной информации, потому что возможно, в процессе курса не были представлены задания, позволяющие оценить усвоение материала, осмысление, восприятие и возможность применения. Или их настолько мало, что вероятность угадывания становится очень высокой.

Так как же сделать правильный выбор? Если вы хотите немного теории по этому поводу, посмотрите пирамиду Блума, а лучше ее адаптированную версию для онлайн обучения. Ее первые 4 уровня дадут вам очень много подсказок. Если коротко, то самая главная задача – проверить, что обучение ведет нас к тому результату, который мы запланировали. Например:

  • Мы хотим проинформировать об обновлениях в продуктах, услугах, документации – это должен быть простой курс, немного текста, немного графики, возможно анимированный ролик на 1-3 минуты и небольшая проверка, что сотрудники нашу мысль уловили;

  • Мы хотим обучить продукту, а что это значит? Это значит, что сотрудники должны его продавать, после краткого знакомства наше внимание должно быть уделено процессу продажи: аргументация, сравнение, преимущества, и даже работа с возражениями. И так как скорее всего в компании продуктов немало, то такие курсы должны быть простыми. Недорогими в реализации, с возможностью быстрого клонирования и обновления.

  • Мы хотим интегрировать нового сотрудника в жизнь компании, и вот здесь уже речь пойдет о сложном интерактивном курсе, который презентует, «продаст» компанию. Курс, который даст возможность с первых моментов окунуться в корпоративную культуру, проникнуться ценностями.

Поэтому первым параметром для выбора всегда будет задача обучения. Ответьте на вопрос: «Что именно сотрудник должен делать в итоге?» Должен применять на практике – делаем кейсы. Нужно проинформировать – пишем короткие тексты, которые легко запомнить. Мы всегда ориентируемся на конечную задачу.

Еще один важный параметр для выбора – срок жизни курса. Очевидно, не стоит инвестировать приличную сумму денег в курс, который проживет не более года. А уж если мы решаемся на такие вложения, то как минимум нужно быть уверенным, что актуализацию можно будет сделать самостоятельно и достаточно быстро.

Нужно учесть и то, насколько курс имеет значение для компании – насколько важна эта тема, насколько велико ее покрытие. Курс, затрагивающий всю компанию с информацией, которая существенна для жизни и конкурентоспособности достоин серьезных вложений. Допустим, из 5000 сотрудников нужно обучить 100 – только 1 раз, а текучка из 100 – 10% в год, то стоит постараться выбрать вариант реализации более быстрый и более экономичный.

На самом деле выбор типа курса для разработки – это очень интересный вопрос. В отличие от математики и других точных наук однозначного и единственного ответа здесь никогда не будет. Ведь если одна компания, создавая курс по информационной безопасности, ставит перед собой задачу просто проинформировать и ей достаточно нескольких слайдов и правильных визуальных образов, то другая компания в аналогичной ситуации может поставить перед собой задачу сформировать у сотрудников привычку следовать правилам информационной безопасности, и тогда очевидно нужны тренажер, кейсы и большое количество повторений. Подсказка при выборе всегда в целях и задачах обучения, в том, что должно быть в итоге. И еще рациональность, насколько рационально выбранное решение? Если мы решили создавать большой сложный интерактивный курс, то правильно ли будет ждать его создания несколько месяцев? Правильно ли будет использовать время сотрудников на его внимательное прохождение. Рационально ли это?

И вместо заключения один маленький совет: не принимайте решение о типе разработки сразу, запланируйте эти размышления хотя бы пару-тройку дней. Пообщайтесь с заказчиком, потенциальными слушателями, коллегами. Попробуйте посмотреть на первоначальную задачу с разных точек зрения. Эта информация может стать невероятно ценной для принятия окончательного и верного решения.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

Давайте обсудим ваш проект?

Заполните форму обратной связи, мы будем рады пообщаться с вами по указанным контактам
Или свяжитесь с нами сами!
+7 (495) 276 08 71
  • White Facebook Icon
  • White Twitter Icon
  • White YouTube Icon
info@e-learningcenter.ru
 
119501, Москва
Нежинская ул., 9, корпус 1, офис 312
arrow&v

© 2016 ООО "Живое обучение"

eLearning center

Политика конфиденциальности