Может ли настоящее обучение быть коротким?

Елена Тихомирова • 13.02.2017

С нового года пытаюсь завести себе привычку - каждый день публиковать пару ссылок про e-learning, про HR и про обучение и все, что с ним связано. Я подписана на несколько десятков рассылок, новости и статьи приходят, нужно делиться. Прежде чем публиковать - читаю, анализирую. И вот какой вопрос меня все чаще стал занимать - А может ли настоящее обучение быть коротким? Таким коротким, каким его сегодня предлагают сделать все, те, кто уверен, что длинное обучение никто проходить не будет и вообще это прошлый век.

Стоит разобраться с тем, что мы понимаем под обучением

Если речь идет о том, что человеку нужно сообщить, что у нас в компании поменялись правила оформления клиентов, то тут и правда нужно что-то очень короткое. Ведь нам нужно всем эту новость сообщить быстро и гарантировать, что она «осела». Вот тут нужно емко и по делу. Со ссылкой на детали и подробности. И пара напоминаний про то, что теперь мы работаем иначе. В результате получаем: информирование + система поддержки принятия решений. Новое тут ложиться на уже понятные внутренние модели поведения компании, на процессы, которые давно есть. И на существующие у сотрудников ментальные схемы, что сильно помогает в обработке полученной информации.


Теперь посмотрим на другой пример. Мы хотим, чтобы наши руководители всех уровней и все те, кто работает с сотрудниками, освоили инструменты управления изменениями. Скорее всего, в начале нам это нужно для внедрения чего-то большого и важного, а потом уже и для повседневной деятельности. А управление изменениями - это большая тема, которая требует большого количества времени на понимание. Да, ее тоже можно переложить на наборы по 10 советов, но это будет уже немного другая история.

Обучение — это самостоятельная и достаточно трудоемкая активность

Если же мы действительно хотим, чтобы люди поняли, что такое управление изменениями, чтобы могли применять эти инструменты в самых различных ситуациях, то нам нужно много учебного материала, много книг, много занятий и много размышлений участников такого обучения. Размышления тут имеют огромное значение. Да, мы можем и важные мысли доставлять небольшими частями. Но такие большие темы (а есть и те, которые еще больше) требуют времени. Нужно читать, нужно думать, примерять на себя и на свои разные ситуации. Это не модули на 5 минут на бегу.


Вообще, обучение - это самостоятельная и достаточно трудоемкая активность. Нет ничего страшного в том, чтобы попросить тех, кто учится, сконцентрироваться на 30 минут или даже на час. Погрузиться в тему, сделать существенное задание. Потому что за 5 минут нельзя сделать задание, от которого будет реальный смысл. Потому что в реальности это действие, которое мы должны тренировать в задании, займет больше 5 минут. Иногда - намного больше.



Короткое обучение должно быть частью программы. Важной частью. Это прекрасный способ регулярного столкновения с темой, повторения и погружения. Это отличная поддержка принятия решений после обучения. Но вот как основной источник - стоит задуматься. Может быть мы слишком много уделяем внимания способам сделать обучение более привлекательным и забываем, что есть предел и есть процессы, которые нельзя поменять под все запросы потребителей?


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также