Как выбрать онлайн-курс и потом закончить?

Елена Тихомирова • 04.09.2023
На канале Счастье на научном вышло интервью Елены Тихомировой.
О том, как выбрать курс, сохранить мотивацию в процессе обучения и многом другом, читайте в разговоре с автором канала — Гульнарой Красновой, доктором философских наук, профессором ВАК, популяризатором, журналистом, писателем.
Елена, как выбрать в огромном числе предложений нужный онлайн-курс? На что обращать внимание? Кому доверять при выборе курса: рекламе/бренду/интуиции, чему-то еще?

Самое главное — понимать, что именно вам нужно, поставить свою правильную цель. Что вы хотите получить после обучения? Что хотите научиться делать? И дальше внимательно смотреть, что вам предлагают, уже через этот фильтр.

Есть несколько видимых критериев: у хорошего курса должна быть доступна полная программа, со всеми заданиями и мероприятиями, которые вас ждут. Должна быть прописана цель обучения. Но только не в формате зарплаты, которую вы получите после прохождения курса, потому что это чистая манипуляция. Цель должна быть функциональной: что вы сможете делать после обучения. Обязательно должны быть видны эксперты — кто будет проводить курс. Экспертов стоит проверить и посмотреть, какой от них есть цифровой след. У качественного эксперта будут статьи, блог, вы найдете его в программах конференций.

А еще есть один лайфхак для проверки качества курса. Нужно по выбранной теме обучения найти 5 или 10 ключевых книг, которые рекомендуют специалисты. Покупать их необязательно, но нужно изучить оглавление. Если оно похоже на то, что будет на курсе, то с курсом все хорошо. Если в книгах вы видите одно, а в курсе совсем другое, то я бы насторожилась.

Каждый, кто учился онлайн, мог заметить, что обычно на первых занятиях много слушателей, а потом все меньше и меньше, а в конце – так по пальцам пересчитать. Что происходит? Почему люди бросают обучение?

В первую очередь люди не бросают обучение, а не начинают его на самом деле. Очень часто решение об онлайн-обучении принимается импульсно. Потому что его принять очень просто: 5 полей регистрации и банковская карта — и все, вы уже слушатель. В момент начала обучения многие понимают, что это совсем не то, что нужно, нет времени, нет на самом деле желания.
Ближе к середине бросают те, кто действительно ошибся в выборе, и те, у кого нет времени на обучение. Это может быть ошибка планирования своего ресурса, а может быть и отсутствие истинной мотивации — нам казалось, что будет полезно, а на деле применять изучаемое негде.

Должна признаться, что у меня тоже примерно в середине обучения возникает желание все бросить. Было так, что я действительно бросала, но, в основном, доучивалась, в отдельных случаях, скрипя зубами:) Почему пропадает мотивация и интерес? И самое главное, как с этим справиться? Дай, пожалуйста, конкретные рекомендации, кейсы и др.

Это самый сложный вопрос. Чтобы учиться, нужна истинная внутренняя мотивация. Но только не к обучению, потому как обучение — это только инструмент достижения цели. Нужна мотивация к применению изученного и понимание, что его есть где применять. Например, если я буду проходить обучение по разработке курсов, то точно испишу блокнот, потому что сразу буду думать о том, как мне все новое применять в работе компании. Это для меня очень важно. А вот если я пойду на курс по проведению переговоров, а переговоров у меня почти нет или идут они легко, то я буду тянуть себя за волосы, как Барон Мюнхаузен. Тогда сразу возникает вопрос — почему я вообще пошла на этот курс по переговорам? Если я пошла просто потому, что мне было что-то интересно, то я, скорее всего, брошу либо в момент, когда все интересное найду, либо когда интерес кончится.

Есть и другая сторона. У вас может быть все нормально и с мотивацией, и с потребностью к обучению. Но вы не думали о том, как обучение войдет в вашу жизнь. А это очень важно! Представьте себе ваш день, неделю, может быть, даже месяц. Лучше всего те, которые уже прошли. И честно ответьте себе на вопрос: на место какой деятельности вы поставите обучение? Вы же точно не страдаете от безделия, и даже если время есть, оно чем-то занято — кино, книги, друзья, прогулки, что-то еще. Где будет обучение? На месяц обучения что вы будете убирать, от чего откажетесь? И только тогда, когда место найдено (только честно и без амбиций "я могу все"), тогда регистрируйтесь.

И еще обучение требует дисциплины. Учиться нельзя вспышками. Если вы пошли на курс по управлению проектами или по вышиванию, вам нужно будет учиться почти каждый день. Тогда повторения помогают запомнить, а когнитивная нагрузка не зашкаливает. И есть эффект, и он без напряжения. Мы же как делаем — вместо ежедневных занятий (потому что нет времени) мы находим пару часов в выходные и пытаемся выучить то, что физически выучить за это время нельзя. Мы торопимся, потому что больше времени нет. И вот в таком состоянии мы понимаем, что не можем справиться, а наш разум аккуратно подбрасывает аргументы: не нужно все это, потом, материалы плохие, найду другой курс. Учиться нужно дисциплинированно и почти каждый день.

Слушала твое выступление на конференции в июне этого года о доверии к обучению: до сих пор под впечатлением. Дело в том, что доверие в науке о счастье занимает основополагающее место. Если коротко, уровень счастья в стране зависит от того, как ее граждане отвечают на вопрос: «Думаете ли вы, что в основном людям можно доверять?» Чем больше граждан отвечают утвердительно на этот вопрос, тем счастливее эта страна.
Расскажи, что такое доверие в обучении? Из чего оно складывается? Почему это важно для тех, кто учится, и кто учит?

Обучение для взрослого — это очень интересное состояние. В момент обучения, чтобы что-то на самом деле выучить, и уж тем более, чтобы переучиться с одного на другое, нам нужно быть открытыми новому. А еще мы должны быть готовы принять другие точки зрения и отказаться от своих убеждений. Даже если тема простейшая, вроде управления временем, в ней все равно придется и принять то, что мы что-то долгое время делали неправильно, и то, что нужно пробовать новое, а где-то и вовсе отказаться от своих убеждений. Это крайне уязвимое состояние. Человек в этот момент демонстрирует свою уязвимость открыто, он признает, что чего-то не знает. Для взрослого — это сложнейшее признание. И оно возможно только в состоянии доверия. Я как слушатель в таком состоянии должна доверять тем, кто меня учит, понимать, что меня не будут оценивать, осуждать. Доверие в обучении — это среда, в которой человек может признать свое незнание и сделать это с гордостью. Я не знаю, и это прекрасно, у меня есть шанс узнать!
В противовес этому есть среды токсичные, где такое признание невозможно. Вот в такой среде обучение работать почти не будет, потому что не будет той самой открытости и уязвимости.

Одна из важнейших составляющих доверия в обучении — это отсутствие манипуляций. И лжи. Те, кто учат, не должны обещать того, чего не будет, не должны заманивать на обучение. А такое возможно только при качественном обучении, том, которое действительно приводит к результату. А там, где мне пообещали много, но ничего не дали, возникает недоверие. И оно для обучения взрослого очень опасно.

Что я не спросила, а это важно?

Не знаю, как бы звучал этот вопрос, но есть один важный комментарий, который относится к тому, почему люди бросают обучение. Сейчас обучений стало много, все всех учат, точнее, хотят учить и зарабатывать на этом деньги. И очень большая есть проблема — именно доходность в обучении встала на первое место. А на этом месте, равно как на втором и даже на третьем, должно быть качество. Под качеством я понимаю то, насколько слушатели после обучения действительно могут делать то, ради чего они на курс пришли. Вместо этого людей приглашают не на обучение, а на идею о том, что после обучения они смогут много заработать. И люди идут, потому что кто откажется от большого дохода? Но так это же неправда. То, что человек потом сможет зарабатывать, от обучения не зависит. Обучение — только один из инструментов, который для этого нужен. И вот я думаю, что если бы больше людей включили критическое мышление и отбирали только качественные курсы, то манипуляций стало меньше и обучение было бы только то, которое работает :)

Во что ты веришь, но не можешь доказать?

Я верю в то, что человеку важнее отдавать, чем брать. Это уже даже слегка доказано, но пока не сильно. Идея не в том, чтобы жить в логике “ты мне — я тебе”. Это жизнь, в которой ты отвечаешь на любые вопросы, помогаешь везде, где можешь, но взамен ничего не ждешь. Оно само потом приходит. И в этом очень большое счастье — получать энергию от того, что ты помогаешь и отдаешь.

Короткий блиц:

1. Что такое счастье в твоем понимании? Дай свое определение счастья.
Счастье — это когда ты понимаешь, что ты хочешь в жизни, и можешь это делать.

2. Что делает тебя счастливой в обычный день? Дай список из 5 мелких радостей жизни или аптечки счастья:)
  • Хорошая художественная книга
  • Написанный текст для блога
  • Настолка с мужем и с детьми
  • Прогулка
  • Собаки

3. Какие твои эмоции дают тебе ощущение счастья?
Ощущение открытия или познания нового — это просто эйфория. Размеренность — когда не нужно торопиться и бежать и можно просто быть.
Когда исполняются простые желания, например, провели хороший день с семьей или просто все получилось так, как хотелось.

4. Твой совет книги или фильма по теме счастья.
Фильм - Хороший год (2006).
Книга Оливера Буркемана "Антидот. Противоядие от несчастливой жизни".

Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также